1. Определение бронхиальной астмы
2. Симптомы бронхиальной астмы
3. Соматические механизмы развития болезни
4. Психологические причины развития астмы
5. Пример из практики
Бронхиальная астма
Бронхиальная астма — аллергическое заболевание, характеризующееся повторяющимися приступами удушья вследствие спазма бронхов и отёка их слизистой оболочки или длительным кашлем. Несмотря на четкое определение болезни, достаточно яркие симптомы и большие возможности методов исследования, бронхиальную астму зачастую диагностируют как различные формы бронхита и, как следствие этого, неэффективно и неадекватно лечат курсами антибиотиков и противокашлевых препаратов, и течение заболевания утяжеляется.
Симптомы бронхиальной астмы
Наиболее характерное проявление заболевания — приступ удушья. Возникает он чаще после контакта с аллергеном или под воздействием провоцирующего фактора — при вдыхании холодного влажного воздуха, табачного дыма или во время психоэмоциональной нагрузки. Приступ развивается внезапно, симптомы его быстро нарастают. Человек ощущает, что ему трудно сделать выдох, появляется выраженный кашель, развивается одышка, со стороны могут быть слышны свистящие хрипы.
Соматические механизмы развития болезни
В основе приступа удушья или кашля, которыми проявляется бронхиальная астма, лежит воспаление бронхов, чаще иммунной природы. Если в бронхи попадает аллерген или возбудитель инфекционного заболевания, запускается сложный иммунный механизм — выделяются биологически активные вещества, активизируются специальные клетки. Это приводит к нарушению структуры и функции бронхов: отеку слизистой, спазму гладкой мускулатуры, изменению характера бронхиального секрета (он становится густым и вязким, трудно отделяется и закупоривает просвет бронха). Воздух, поступивший в альвеолы легких во время вдоха, с трудом просачивается через суженный просвет бронхов наружу. Человек при этом выдыхает с трудом, возникает экспираторная одышка — специфический признак астмы.
Психологические причины развития астмы
Причины: подавленная агрессия, не осознанный страх. Обида на родителей или партнера.
Люди, страдающие астмой, ощущают, что кто-то не дает им дышать, перекрывает кислород заботой и тотальным контролем. Человек не чувствует себя свободным, не может дышать полной грудью. Частые выражение, которые мы можем услышать в их речи: «меня душит эта обида», «он/она задушил меня своей любовью», «она/он постоянно меня контролирует, критикует, продыху не дает». Достаточно часто предпосылки для этого появляются в детстве. Вероятно, ребенок подвергся избыточной опеке, или наоборот, ему не хватало любви и внимания и тогда, с помощью приступа астмы, он неосознанно пытался привлечь к себе внимание, получить заботу. Астма может быть и средством заявить о себе, выразить накопившееся сопротивление, если выражение своих желаний, некоторой агрессии в сторону родителей, в семье запрещено.
Пример из практики:
Для иллюстрации связи психики и астматических проявлений приведу примеры их своей практики.
Хочу рассказать обо одном случае, когда ко мне на консультацию привели мальчика 14 лет. Мальчик рос в полной семье, единственный «поздний» ребенок, аллергоанамнез не отягощен, бронхиальной астмы среди родственников не наблюдалось, но были случаи нейродермитов. С детства был болезненным, слабым ребенком (в основном, ОРВИ и стрептококковые ангины). Друзей не было ни в детстве, ни на момент обращения.
Ко мне его привели в 14 лет, так как он (а точнее его папа), планировал поступление в военное училище, куда с астмой не берут. Поэтому родители приняли решение помимо медикаментозного лечения попробовать что-то еще, чтобы добиться устранения астматических приступов и поступления в желаемое военное училище. Приступы астмы к этому возрасту, по сравнению с 8 годами, стали нечастыми, один раз в 1-2 месяца.
Приступы у ребенка начались в 8 лет, когда его чуть не оставили на второй год в школе. Мальчик был достаточно болезненный, часто пропускал занятия, успеваемость была низкой. После этого отец, бывший военный, решил укрепить его здоровье и успеваемость. Для этого он создал достаточно жесткий режим дня, в который входили ежедневные пробежки, обливание и плотный контроль за успеваемостью ребенка. Папа хотел для ребенка самого лучшего, он заботился о нём так, как мог, как считал правильным. Маму от воспитания ребенка он отстранил, так как она вырастила «слабака и нюню».
Я попросила подростка нарисовать рисунок семьи.
Он весьма схематично нарисовал маму, фигура было небольшого роста, рядом с ней огромная фигура отца с очень крупными руками и несоразмерно крупными кулаками. Сама фигура ребенка было небольшого роста в конфликтном углу рисунка.
Отца мальчик описал, как жесткого, властного, давящего. Сказал, что он «держит его в ежовых рукавицах».
Но, в то же время, отметил, что он очень уважает его, ведь это он научил его «собирать свою волю в кулак» и «держать себя а руках», не распускать нюни, даже когда очень тяжело или страшно. Подросток отметил, что благодаря отцу, он практически перестал болеть (кроме астмы) и стал круглым отличником. Хотя самому ему это не надо, и в классе его никто не любит и все считают Заучкой (было употреблено другое, нецензурное слово).
В ходе нескольких интервью было выяснено, что отец для него доминантная, очень подавляющая фигура, мама слабая, болезненная, зависима от отца, и почти всегда, в любом конфликте НЕ на стороне ребенка. Основные эмоции в отношении отца — страх, злость и уважение.
Злость из-за того, что требования очень жесткие. Никто не спрашивает, что он хочет, нет ни свободы выражения, ни своих желаний, ни своих мыслей. Нет времени для того, чтобы завести друзей, о которых он мечтает. Все его время расписано, распределено отцом.
На вопрос были ли попытки противостоять отцу, мальчик сказал, что в детстве такие попытки еще были, он говорил отцу, что ему тяжело, много плакал поначалу, но отец четко дал понять, что плач не поможет, распускать нюни бесполезно, мать тоже не поможет, нужно держать свои эмоции под контролем.
Чувства в отношении мамы: сожаление, что она его мало любила, мало обнимала, не защищала от отца.
Проанализировав ситуации возникновения приступов, мы с пациентом пришли к выводу, что чаще всего они возникали в моменты жесткого подавления его желаний отцом. Или в моменты самоподавления, когда он «зажимал, задерживал» свою злость на отца. Или свой страх, когда отец обесценивал и критиковал его.
Как видим, здесь есть, и подавление, и страх, что является характерными причинами для возникновения астмы.
В ходе терапии мы отработали подавленные эмоции ребенка, укрепили его самооценку, научили справляться с приступами злости и страха другими методами. Научили аргументированно отстаивать свои интересы перед отцом.
Конечно, большая работа была проведена и с родителями — мама научилась оказывать хоть какую-то эмоциональную поддержку сыну, а отец, с трудом, но признал, что сын взрослеет и должен получить право на свое мнение и на свое свободное время.
Приступов после психотерапии не было ни разу целых 2 года. Еще один случился, когда была угроза не поступить на бюджет в тот военно-технический ВУЗ, который он выбрал сам (а не отец). После это приступов не было ни разу. Правда папа считает, что просто московский воздух ему подходит больше.
Если вы страдаете астмой, то даже официальная, доказательная медицина считает, что среди причин этой болезни есть серьезная психологическая составляющая. Для того, чтобы выявить и исцелить все причины вашего заболевания записывайтесь на прием в МЦ «Терос», где опытные психотерапевты и психологи, прошедшие специальную подготовку, помогут вам выявить полный список причин вашего заболевания, чтобы избавиться от него навсегда.